Где начинается военно грузинская дорога

Вдоль всей дороги размечен километраж. Откуда же начинается Военно-Грузинская дорога? И в Орджоникидзе и в Тбилиси любой житель непременно покажет начало дороги. Граница между ними находится у селения Верхний Ларс и фиксируется шлагбаумом. На территории между Орджоникидзе и Верхним Ларсом проживают осетины.

Грузины живут южнее селения Верхний Ларс, в Казбеги, Сиони, Вардисубани и за перевалом. Грузинская ССР делится на Восточную и Западную Грузию. Грузинская часть Военно-Грузинской дороги целиком пролегает по Восточной Грузии. Все жители здесь грузины, но говорят на разных дна-лектах.

По составу населения эта территория принадлежит к этнографическим районам Мохеви Хеви , Мтиулети и Картли. Основное занятие жителей территории Военно-Грузинской дороги скотоводство и земледелие. В настоящее время в крупных селениях построены небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и минерального сырья. Его можно проделать за 4—5 часов. Путешествие по железной дороге от Орджоникидзе до Тбилиси км требует 30—35 часов.

Первые километры Военно-Грузинская дорога идет по долине реки Терек, потом поднимается над долиной, прижимается к отвесным скалам, минует мрачные ущелья, стремится все выше и выше на Крестовый перевал м.

Отсюда начинается крутой зигзагообразный Млетский спуск. Петли дороги зависают над долиной серебристой Арагви. Далее дорога становится просторнее. Справа и слева открываются ровные площадки, покрытые садами и огородами. Селения мелькают одно за другим. Вот Мцхета — древняя столица Грузии, переезжаем через Куру — и мы в Тбилиси.

Этот путь по долинам Терека и Арагви известен с древних времен. Дорога упоминается в старинных хрониках. Греческий историк и географ Страбон I в. Об этом же свидетельствуют грузинские летописи II в. Они сообщают, что набеги кочевых племен с севера были частым явлением в жизни Грузинского царства, и один из грузинских царей приказал заложить самую узкую часть ущелья камнями.

Позднее, в I в. Аланы заселили Предкавказье в начале нашей эры и, по свидетельству грузинских историков XI в. Значение Военно-Грузинской дороги определяло время. Роль дороги как торгового пути в соседние государства особенно возросла в XI-XIII веках в эпоху феодального расцвета Грузии.

Второй этап развития Военно-Грузинской дороги следует отнести к XVIII столетию, когда русско-грузинские отношения упрочились и часто принимали характер военных союзов. При Екатерине II в Грузию были отправлены русские войска, а грузинские отряды во время русско-турецкой войны участвовали в борьбе против турецких полчищ в Закавказье.

Однако в этот период дорога была труднопроходимой, и путешествие по ней осуществлялось с большим трудом и занимало много времени. Так, в г. Заключение этого трактата вызвало недовольство соседей Грузии.

По наущению Турции участились разорительные набеги дагестанских банд, началось вторжение персов, которые в г. Над Восточно-Грузинским царством нависла опасность уничтожения. Численность населения катастрофически уменьшалась. Последний грузинский царь Георгий XII годы , чтобы спасти страну от полного уничтожения, обратился к правительству России.

Присоединение Грузии к России было окончательно оформлено манифестом от 12 сентября г. В сложившихся условиях для Грузии это был единственный выход, иначе грузинскому народу угрожало порабощение Турцией и Персией. В этой ситуации Россия была наиболее близка к Грузии по культуре и религии и являлась единственной прогрессивной силой, способной объединить все грузинские земли и обеспечить необходимые условия для развития производительных сил страны.

После присоединения Грузии к России дорога от Владикавказа до Тифлиса стала иметь особенно большое военно-стратегическое значение. Первый укрепленный пункт — редут был возведен в самом начале дороги. Укрепление включало казарменное здание, где размещался гарнизон для охраны дороги, и сторожевую башню. Прямо у дороги находился духан, где путники могли подкрепиться и отдохнуть перед началом путешествия.

Но наиболее значительные работы развернулись в Дарьяльск ом ущелье, где в г. Внутренние постройки не сохранились, а стены стоят до сих пор.

Северный участок Военно-Грузинской дороги проходит по этногра. Поэтому жители назывались мохевцами, или ущельцами. В настоящее время этнографический район Хеви занимает площадь около км2, протягивается от Крестового перевала до селения Верхний Ларе и имеет население 9 тысяч человек.

Административно Хеви относится к Казбегскому району, включающему четыре грузинских и два осетинских сельсовета. Статус города он получил совсем недавно.

В путеводителях по Военно-Грузинской дороге, изданных более 10 лет назад, Казбеги упоминается как село. Наиболее ранние поселения в этом регионе находились в Хевском ущелье Терека и ущелье Сно Гудашаурской Арагви. Их возраст датируется IV-V веками до нашей эры.

В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область и разделилась на ряд районов моуравств , среди которых первую роль играло моу-равство Эдо с центром Степан-Цминда Святой Степан.

Это старое название города Казбеги, и связано оно с именем монаха Степана, спасшего жителей села от наводнения. С древних времен у мохевцев сохранялся общинный строй. Отдельные районы управлялись выборными старшинами. В конце XVIII в. Он оказывал услуги русским войскам при постройке мостов через Терек, снабжал их продовольствием и транспортом. Как награду за услуги Казбек Чопикашвили получил дворянство и чины и был награжден орденами. Селение стало называться Казбеги, а гора Мкинвари Ледяная — Казбеком.

Есть и другая версия происхождения этого названия. Согласно ей, название Казбеги связано с наименованием должности казибегов — местных пограничных начальников. В их обязанности входило наблюдение за исправностью дорог и мостов, обеспечение путешественников подводами, носильщиками и другими услугами, а также защита Дарьяльского прохода — важнейшего стратегического пути в Грузию. Поэтому у русских это селение было более известно под названием селения казибегов. Открытие регулярного движения требовало постоянного ремонта дороги.

Строительные работы велись в основном в летнее время и отрывали местное население области Хеви в страдную пору от уборки урожая. Жители должны были проводить все дорожные работы, кроме того, они были обязаны снабжать все посты по дороге строительными материалами и фуражом для лошадей, транспортировать почту на руках во время снежных завалов или при разливе Терека и совершать другие работы.

Поэтому, несмотря на скудность посевов ячменя и пшеницы, хлеб часто пропадал на корню. Особые трудности для движения представляли участки дороги в Дарьяльском ущелье до Казбеги и близ перевала. Здесь часто случались обвалы и снежные заносы. Для защиты дороги на опасных участках воздвигались бетонные галереи. На Крестовом перевале старое полотно Военно-Грузинской дороги проходило несколько восточнее современного, у Ермоловского креста По преданию, крест был воздвигнут царем Киром для распятия на нем непокорных скифов.

В г по приказу генерала АЛ. Ермолова крест был установлен заново. В настоящее время он стоит на пьедестале из каменных глыб, скрепленных бетоном. На кресте сохранилась надпись: У Ермоловского креста на старом полотне Военно-Грузинской дороги. Сооружение Млетского спуска началось в х годах прошлого века после неудачной попытки построить перевальный участок дороги в обход Крестового перевала по Гудамакарскому и Гудушаурскому ущельям Составление проекта новой дороги было поручено талантливому инженеру Б.

Для окончательного завершения проекта инженер был командирован на 15 месяцев в Западную Европу для ознакомления с методами строительства горных дорог и троп.

По возвращении из командировки Статковский представил проект перевального участка дороги, который был утвержден. Строительство было начато в г. Особые трудности ждали строителей на Млетском спуске. В скальных стенах, образованных лавами вулкана Сакоха-Садзели, было вырублено пять ярусов-площадок, укрепленных подпорными стенками из извести. Обрывистые места ограждали каменными парапетами. Грузинский писатель Илья Арджеванидзе пишет: В таких трудных условиях был построен Млетский спуск. Он представлял собой один из выдающихся образцов инженерного искусства и мог служить образцом для европейских шоссейных дорог того времени.

Млетский спуск поражает легкостью и плавностью линий трассы. Весь перевальный участок дороги между селениями Коби и Квешети представлял собой смелое и совершенное решение по проведению дорожной трассы по сравнению с существующими в то время благоустроенными перевальными путями в Швейцарских Альпах. Помимо дорожного полотна на перевальном участке было возведено значительное число других инженерных и гражданских сооружений: В конце Млетского спуска обращает на себя внимание источник с бассейном, сооруженным в г.

Начальным пунктом считался Моздок, а конечным Тифлис. Замечательное описание путешествия по Военно-Грузинской дороге дал А. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: На сборном месте соединился весь караван, состоявший из пятисот человек или около.

Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали нагайские проводники в бурках и с арканами Пушка ехала шагом, фитиль курился, и солдаты раскуривали им свои трубки..

Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами …. Мы отправились с пехотой и казаками.

Кавказ нас принял в свое святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Мы поехали по его левому берегу Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения.

Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачной прелестию природы. Ночевал поэт в Нижнем Ларсе, а утром отправился пешком через Дарьяльское ущелье. Был в гостях у князя Казбеги, миновал перевал и добрался до Тбилиси.

Поездка на Кавказ была вызвана желанием встретиться с младшим братом — Львом, который в это время служил в Нижегородском драгунском полку и участвовал в русско-персидской войне.

Военно-Грузинская дорога.

Встреча состоялась, но поездка вызвала неодобрение властей и самого Николая I. Пушкину пришлось писать письмо с объяснениями начальнику третьего отделения Бенкендорфу.

В дальнейшем, несмотря на рост военно-хозяйственного значения дороги, особенно в период первой империалистической войны, она капитально не ремонтировалась. После Великой Отечественной войны, в годах, на Млетском спуске расширялось полотно дороги, спрямлялись повороты и велись другие работы, обеспечивающие безопасность движения. В настоящее время Военно-Грузинская дорога входит в состав крупнейшей автомагистрали Советского Союза Москва-Ростов-на-Дону-Тбилиси-Ереван.

Величественная природа Военно-Грузинской дороги нашла отражение в творчестве многих писателей и поэтов. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный Демоном, влюбленным в Тамару Горький в г.

Велика была роль Военно-Грузинской дороги как кратчайшего пути между Предкавказьем и Закавказьем в годы Великой Отечественной войны. Насмерть стояли защитники города Орджоникидзе и не пустили немецко-фашистских захватчиков в Грузию.

Особенно ожесточенные и кровопролитные бои происходили осенью г. Здесь шла героическая битва за Кавказ. Один из рубежей проходил по южному берегу Терека и реке Урух. Овладев частью Северного Кавказа и Майкопом, сюда в августе г. Они были не только остановлены, но и на многих участках потеснены. Регулярным войскам Красной Армии помогали многочисленные партизанские отряды и группы, действовавшие в тылу врага. Байбаков, бывший в то время заместителем наркома нефтяной промышленности, было не допустить возобновления добычи нефти на оккупированных и выведенных из строя при отходе наших войск нефтепромыслах Майкопа и других нефтяных районов Кубани.

В сентябре г. Для этого штурма немецкий генерал-полковник Клейст собрал около танков. Вот как описывает это сражение В. Долина была настолько узка для солидной группировки, что танки шли длинной тесной колонной. Дрожала земля от тяжелого бега стальных громадин, гудели горы, возвращая эхом рычание множества моторов, дым, чад, пыль заволокли все вокруг. Казалось, ничто и никто не сможет остановить этот гигантский таран!

Но поднялись из перевернутой земли оставшиеся в живых люди. Они отряхнули с себя землю, которой их засыпало при бомбежке и артобстреле, привели в порядок оружие, поправили, насколько успели, окопы и встретили несущуюся лавину танков. Потери с обеих сторон были очень велики, но наши воины устояли.

О героических страницах военной эпопеи напоминают многочисленные мемориальные памятники на местах сражений Эльхотово, Гизель, Майрамадаг и др. Этот памятник поставлен семи братьям Газдановым, не вернувшимся с войны. Мотивы его навеяны песней о белых журавлях на слова Расула Гамзатова. Памятные мемориалы жителям Осетии и Грузии, погибшим в боях за Родину, есть во всех селениях и городах вдоль Военно-Грузинской дороги.

Памятник братьям Газдановым у селения Дзуарикау. Он окружен осетинскими аулами … Пушка оставила нас.



Вас заинтересует:

Греческий историк и географ Страбон I в. Грузия — места для вдохновения: Для обороны была построена крепость, останки видны с дороги.